VIP-ЗОНА
Всякая элита любит селиться компактно
Первое, с чего в конце 80-х разбогатевшие люди начали обустраивать
свою жизнь, было жилье. Квартиры покупались, а затем ремонтировались. Самой
крутой тогда считалась квартира в доме из «желтого кирпича». Так, собственно,
появилось то, что сегодня называется элитным жильем. Оставалось решить лишь
одну проблему: сколько бы ни стоила квартира и
ее ремонт, как бы ни старался нанятый дизайнер угодить заказчику, мешал контекст.
Можно заменить деревянную раму на стеклопакет, но из окна все равно будет
открываться вид на помойку с копошащимися бомжами. Можно установить в подъезде
железную дверь с суперсовременным кодовым замком, но на лестнице все равно будет
нагажено. Можно поставить золотой унитаз, но чинить подтекающий бачок все равно
будет пьяный дядя Коля из родного РЭУ.
В
начале 90-х появилось элитное жилье другого рода. Рекламные объявления
описывали его преимущества примерно так: огороженный и охраняемый двор с
детской и спортивной площадками, подземный гараж с мойкой, зона досуга (сауна,
солярий, бильярдная), французские лифты, венецианская штукатурка и колонны из
каррарского мрамора. Одна реклама обещала, что даже сантехники будут ходить в
ливреях. Такие квартиры до кризиса стоили от 2 тыс. долл. за кв. м, иногда цена
доходила и до пяти. Теперь цены поменьше, но ненамного.
Сегодня
подобных комплексов в Москве десятки, если не сотни. Причем не только в центре,
но и но окраинах, и за пределами МКАД, и вообще в любом, даже не очень
привлекательном для элиты районе (вроде Тушина или Перова). Косят они
рекламно-романтические названия — «Новая звезда», «Алые паруса», «Солнечный
берег», «Золотые ключи». Недавно элитные дома появились и в Петербурге. Причем
в самом центре города.
НИКОЛАЙ
МОЛОК
Московский
дом для спецпоселенцев
Еще
пятнадцать лет назад мы твердо знали по курсу научного коммунизма — в нашей
стране нет страт (т. е. общественных групп), а есть общественные классы. Соответственно,
нет и стратификации в расселении трудящихся, т. е. компактного проживания по
имущественному, профессиональному, образовательному принципу. Однако реальная
история расселения гораздо интереснее.
Можно
составить исторический маршрут от улицы Грановского до острова между
Москвой-рекой и водоотводным каналом, где стоит огромный жилой комплекс, построенный
в 1927-1931 годах для расселения ответственных товарищей — «Жилой дом ЦИК и
СНК СССР», попросту — Дом на набережной.
Замысел
строительства комплекса с «культурно-бытовым обслуживанием» (клуб, кинотеатр,
столовая, библиотека, спортивный зал, детский сад и т. д.) для «первых лиц»,
как это ни странно, вырос из проектов домов-коммунн. Только он состоял не из
крошечных жилых ячеек, а из 500 квартир для «посемейного расселения».
Чем
кончился опыт компактного проживания «государственного» сословия, хорошо
известно. Далеко не все жильцы этого дома опознаются по мемориальным доскам. О
многих из них еще недавно можно было узнать только из Малой Советской
Энциклопедии (1930-1931). Но знание страшной единой судьбы многих тамошних
обитателей рождает сравнение с колумбарием. Проходя мимо, думаешь: а может,
лучше без стратификации? Слишком удобно их было брать — все в одном месте.
Дольше мы видим
переселение нового трудового элемента с окраин города и окраин государства
Российского сначала в элитные дома советского времени, а затем в новые
отдельные жилые образования, однородные по составу проживающих, способных
оплачивать уже знакомое по 20-м годам «культурно-бытовое обслуживание». Один
из сравнительно новых объектов имеет название, подчеркивающее по крайней мере
финансовую однородность въезжающих, — «Золотые ключи». Башенки со светящимися
в темноте фонариками вполне могут вызвать ассоциации с театральным задником из
заключительной сцены «Золотого ключика».
Знакомство
с интерьерами квартир (некоторые из них — двухъярусные апартаменты площадью
более 400 кв. м) позволяет выявить склонности подавляющего числа жильцов.
Например, места общего пользования отделаны натуральным камнем, а некоторые из
них, где стены инкрустированы мрамором, а полы выложены мозаиками, напоминают
римские термы. Можно констатировать тягу к определенному стандарту дорогого
респектабельного жилища. Примерно одна и та же мебель — деревянные кухни с
мраморными столешницами, псевдоренессансные шкафы и комоды в гостиных. Примерно
одни и те же приемы декорации — хай-тек смело смешивается с рокайльной
лепниной, небольшие купола, венчающие огромные залы, декорируются лепными
картушами. Характерно и ожидаемо — отсутствие библиотек. Зато положительное
явление — это любовь к водному миру: встроенные аквариумы разных видов придают
средиземноморский оттенок самым разным по назначению помещениям — даже входным
холлам.
Везде
обнаруживается вмешательство индивидуальности хозяина. Невольно вспоминается
архитектурная «сказка», примитивно объясняющая природу эклектики:
«Господин
купец, в каком стиле строить?» — «А строй во всех, на все стили хватит».
Мозаика каких-то впечатлений заказчика, мимолетно увиденное что-то, мечты
голодного детства смело корректируют попытки архитектора создать нечто
целостное. Очень дорогая, венецианского стекла люстра, нелепо смотрящаяся на
огромной плоскости потолка, несомасштабная пространству гостиной, подозрительно
напоминает пятирожковое убожество в районном универмаге 60-х годов. Видимо,
жильцы всю прежнюю жизнь мечтали о чешском чуде и наконец-то досягнули его, но
в венецианском варианте.
А
ведь в дорогих дореволюционных домах один архитектор делал все: от фасада до
дверной ручки и поручня на перилах? Пренебрежение принципами создания дорогого
жилья, хотят его обитатели или нет, приводит к потере самого главного —
стильности. Ее нет, есть арифметическое сложение картинок из разных каталогов.
И
все же образ у «Ключей» есть. Жилой комплекс, несмотря на шатры башенок,
напоминает Дом на набережной. И не только из-за корпусов с внутренними дворами,
но и благодаря самому главному элементу: огороженная территория «Ключей»
включила в себя речку, берега которой получили настоящие набережные. Все пространство
кажется перемещенным из центра Москвы. Кремль заменяет выстроенный рядом
небольшой одноглавый храмик. Параллели на этом не кончаются: несмотря на
общую жизнерадостность, все вместе напоминает современный кладбищенский
комплекс с часовней для отпевания. И опять возникает вопрос, заданный у стен
Дома на набережной: а может, лучше без компактного расселения?
АНДРЕЙ МАРЬИН
Питерская
коммунальная вилла
Петербургская
Манежная площадь много меньше и тише московской, хотя тоже расположена в центре
города — в ста метрах от Невского проспекта. Именно поэтому она оказалась
местом рождения амбициозных по питерским масштабам проектов — здесь почти завершилось
строительство жилого дома но 18 квартир площадью 4500 кв. м. «Вилла» вставлена
между созданными Карло Росси фасадами Манежа и Служительских конюшен
(инвесторы цинично объединились в ЗАО «Росси»). Земля, на которой прежде был
туалет, скрытый от глаз общественности декоративной стенкой, принадлежит
организации со скромным названием «Спецавтоматика», которая занимается
проектированием пожарной сигнализации. Но на фасаде строящегося дома — вызывающе-наглый
анонс: «Самые дорогие квартиры в Петербурге».
К проекту, составленному Марком Рейнбергом,
трудно предъявить претензии. Дом напоминает модернизированную виллу эпохи
Возрождения. По высоте и деталям он почти соответствует градостроительной
ситуации: гараж спрятан в цокольном этаже, на площадь выходит не слишком
протяженный фасад, украшенный балюстрадой, портиком, открытыми лоджиями.
Обилие пластических деталей искусно скрывает то, что в доме целых шесть
этажей. Секрет в том, что пять этажей, квартиры в которых продаются по
предельным для Петербурга ценам (более 2 тыс. долл. за кв. м), лишь пьедестал
для огромной мастерской наверху (250 кв. м). Из-за нее «виллу» будет венчать
многометровая стеклянная призматическая крыша. Мастерская не продается. Это
дает основание подозревать, что вся стройка и была затеяна ради храма
творчества некого разбогатевшего Художника.
Хотя здание, может быть, и неплохо само по
себе, опасна тенденция — превращение исторического центра города в рай для
«новых питерских». Дом на Манежке для 18 счастливчиков — лишь один и не первый
пример. Все началось с обустройства Малой Садовой улицы, которая и ведет к
«вилле» на Манежке. Она была превращена в пешеходную, круглосуточно охраняемую
и украшенную дорогими елями в кадках, фонтаном, памятниками кошке, фотографу и
проч. Все это должно создавать иллюзию
столь же благополучного, сколь и захолустного немецкого городка. Затем на
средства Всемирного банка обустроили дворы этой же улицы, чтобы обоняние будущего
жителя не шокировали запахи. Затем очередь дошла до площади, и только после
этого начали строить элитный дом, который, кок следует из анонса на стройке, — подарок
городу в честь его 300-летия. Последней точкой станет памятник Тургеневу —
классик отечественной литературы прикроет собой вход в коммунальную «виллу».
Существуют планы дальнейшего расширения этого рая. Судя по всему, он займет
район между Малой Конюшенной, также сделанной пешеходной и украшенной чудовищным
памятником Гоголю, и Малой Садовой. Кроме новых домов, здесь будет пешеходный
мост через Садовую и подземный маркет на Марсовом поле. «Здесь вы не будете
испытывать неудобств от отсутствия горячей воды, перебоев с центральным
отоплением или поломок лифтов. Вместо этого вся ваша энергия может использоваться
на благо вас, вашей семьи и общества» (из рекламного проспекта). Оставив
машину под домом, счастливый житель сможет нагулять аппетит, любуясь видами
императорской столицы. Для такого жильца Петербург с его архитектурными ансамблями
оказывается лишь дорогой рамой его собственного портрета.
Кстати, недавно питерское правительство
разрешило возведение в этом же районе еще одного дома. Его построят в 30
метрах от главного фасада Михайловского замка.
ИВАН ЛУКИН, Санкт-Петербург «Время новостей», 13 марта, 2001