VIP-ЗОНА

Всякая элита любит селиться компактно


Первое, с чего в конце 80-х разбогатевшие люди начали обустраивать свою жизнь, было жилье. Квартиры покупались, а затем ремонтировались. Самой крутой тогда считалась квартира в доме из «желтого кирпича». Так, собственно, появилось то, что сегодня называется элитным жильем. Остава­лось решить лишь одну проблему: сколько бы ни стоила квартира и ее ремонт, как бы ни старался нанятый дизайнер угодить заказчику, мешал кон­текст. Можно заменить деревянную раму на стеклопакет, но из окна все равно будет открываться вид на помойку с копошащимися бомжами. Можно установить в подъезде железную дверь с суперсов­ременным кодовым замком, но на лестнице все равно будет нагажено. Можно поставить золотой унитаз, но чинить подтекающий бачок все равно будет пья­ный дядя Коля из родного РЭУ.

В начале 90-х появилось элитное жилье другого рода. Рекламные объявления описывали его преимуще­ства примерно так: огороженный и охраняемый двор с детской и спортивной площадками, подземный гараж с мойкой, зона досуга (сауна, солярий, бильярдная), француз­ские лифты, венецианская штукатурка и колонны из каррарского мрамора. Одна реклама обещала, что даже сантехники будут ходить в ливреях. Такие квартиры до кризиса стоили от 2 тыс. долл. за кв. м, иногда цена дохо­дила и до пяти. Теперь цены поменьше, но ненамного.

Сегодня подобных комплексов в Москве десятки, если не сотни. Причем не только в центре, но и но окраи­нах, и за пределами МКАД, и вообще в любом, даже не очень привлекательном для элиты районе (вроде Тушина или Перова). Косят они рекламно-романтические назва­ния — «Новая звезда», «Алые паруса», «Солнечный берег», «Золотые ключи». Недавно элитные дома появились и в Петербурге. Причем в самом центре города.

НИКОЛАЙ МОЛОК

Московский дом для спецпоселенцев

Еще пятнадцать лет назад мы твердо знали по курсу научного коммунизма — в нашей стране нет страт (т. е. общественных групп), а есть общественные классы. Соот­ветственно, нет и стратификации в расселении трудящих­ся, т. е. компактного проживания по имущественному, про­фессиональному, образовательному принципу. Однако реальная история расселения гораздо интереснее.

Можно составить исторический маршрут от улицы Грановского до острова между Москвой-рекой и водоот­водным каналом, где стоит огромный жилой комплекс, по­строенный в 1927-1931 годах для расселения ответствен­ных товарищей — «Жилой дом ЦИК и СНК СССР», по­просту — Дом на набережной.

Замысел строительства комплекса с «культурно-бытовым обслуживанием» (клуб, кинотеатр, столовая, биб­лиотека, спортивный зал, детский сад и т. д.) для «первых лиц», как это ни странно, вырос из проектов домов-ком­мунн. Только он состоял не из крошечных жилых ячеек, а из 500 квартир для «посемейного расселения».

Чем кончился опыт компактного проживания «го­сударственного» сословия, хорошо известно. Далеко не все жильцы этого дома опознаются по мемориальным доскам. О многих из них еще недавно можно было узнать только из Малой Советской Энциклопедии (1930-1931). Но знание страшной единой судьбы многих тамошних обитателей рождает сравнение с колумбарием. Прохо­дя мимо, думаешь: а может, лучше без стратификации? Слишком удобно их было брать — все в одном месте.

Дольше мы видим переселение нового трудового элемента с окраин города и окраин государства Россий­ского сначала в элитные дома советского времени, а за­тем в новые отдельные жилые образования, однородные по составу проживающих, способных оплачивать уже зна­комое по 20-м годам «культурно-бытовое обслуживание». Один из сравнительно новых объектов имеет название, подчеркивающее по крайней мере финансовую однород­ность въезжающих, — «Золотые ключи». Башенки со све­тящимися в темноте фонариками вполне могут вызвать ассоциации с театральным задником из заключительной сцены «Золотого ключика».

Знакомство с интерьерами квартир (некоторые из них — двухъярусные апартаменты площадью более 400 кв. м) позволяет выявить склонности подавляющего числа жильцов. Например, места общего пользования отдела­ны натуральным камнем, а некоторые из них, где стены инкрустированы мрамором, а полы выложены мозаиками, напоминают римские термы. Можно констатировать тягу к определенному стандарту дорогого респектабельного жилища. Примерно одна и та же мебель — деревянные кухни с мраморными столешницами, псевдоренессансные шкафы и комоды в гостиных. Примерно одни и те же при­емы декорации — хай-тек смело смешивается с рокайльной лепниной, небольшие купола, венчающие огромные залы, декорируются лепными картушами. Характерно и ожидаемо — отсутствие библиотек. Зато положительное явление — это любовь к водному миру: встроенные аква­риумы разных видов придают средиземноморский отте­нок самым разным по назначению помещениям — даже входным холлам.

Везде обнаруживается вмешательство индивиду­альности хозяина. Невольно вспоминается архитектурная «сказка», примитивно объясняющая природу эклектики:

«Господин купец, в каком стиле строить?» — «А строй во всех, на все стили хватит». Мозаика каких-то впечатлений заказчика, мимолетно увиденное что-то, мечты голодного детства смело корректируют попытки архитектора создать нечто целостное. Очень дорогая, венецианского стекла люстра, нелепо смотрящаяся на огромной плоскости по­толка, несомасштабная пространству гостиной, подозри­тельно напоминает пятирожковое убожество в районном универмаге 60-х годов. Видимо, жильцы всю прежнюю жизнь мечтали о чешском чуде и наконец-то досягнули его, но в венецианском варианте.

А ведь в дорогих дореволюционных домах один архитектор делал все: от фасада до дверной ручки и поручня на перилах? Пренебрежение принципами созда­ния дорогого жилья, хотят его обитатели или нет, приводит к потере самого главного — стильности. Ее нет, есть ариф­метическое сложение картинок из разных каталогов.

И все же образ у «Ключей» есть. Жилой комплекс, несмотря на шатры башенок, напоминает Дом на набе­режной. И не только из-за корпусов с внутренними дво­рами, но и благодаря самому главному элементу: огоро­женная территория «Ключей» включила в себя речку, бе­рега которой получили настоящие набережные. Все про­странство кажется перемещенным из центра Москвы. Кремль заменяет выстроенный рядом небольшой одно­главый храмик. Параллели на этом не кончаются: не­смотря на общую жизнерадостность, все вместе напоми­нает современный кладбищенский комплекс с часовней для отпевания. И опять возникает вопрос, заданный у стен Дома на набережной: а может, лучше без компактного расселения?

АНДРЕЙ МАРЬИН

Питерская коммунальная вилла

Петербургская Манежная площадь много меньше и тише московской, хотя тоже расположена в центре го­рода — в ста метрах от Невского проспекта. Именно поэтому она оказалась местом рождения амбициозных по питерским масштабам проектов — здесь почти завер­шилось строительство жилого дома но 18 квартир пло­щадью 4500 кв. м. «Вилла» вставлена между созданны­ми Карло Росси фасадами Манежа и Служительских ко­нюшен (инвесторы цинично объединились в ЗАО «Рос­си»). Земля, на которой прежде был туалет, скрытый от глаз общественности декоративной стенкой, принадле­жит организации со скромным названием «Спецавтоматика», которая занимается проектированием пожарной сигнализации. Но на фасаде строящегося дома — вызы­вающе-наглый анонс: «Самые дорогие квартиры в Пе­тербурге».

К проекту, составленному Марком Рейнбергом, трудно предъявить претензии. Дом напоминает модерни­зированную виллу эпохи Возрождения. По высоте и де­талям он почти соответствует градостроительной ситуа­ции: гараж спрятан в цокольном этаже, на площадь вы­ходит не слишком протяженный фасад, украшенный ба­люстрадой, портиком, открытыми лоджиями. Обилие пла­стических деталей искусно скрывает то, что в доме целых шесть этажей. Секрет в том, что пять этажей, квартиры в которых продаются по предельным для Петербурга це­нам (более 2 тыс. долл. за кв. м), лишь пьедестал для огромной мастерской наверху (250 кв. м). Из-за нее «вил­лу» будет венчать многометровая стеклянная призмати­ческая крыша. Мастерская не продается. Это дает осно­вание подозревать, что вся стройка и была затеяна ради храма творчества некого разбогатевшего Художника.

Хотя здание, может быть, и неплохо само по себе, опасна тенденция — превращение исторического центра города в рай для «новых питерских». Дом на Манежке для 18 счастливчиков — лишь один и не первый пример. Все началось с обустройства Малой Садовой улицы, ко­торая и ведет к «вилле» на Манежке. Она была превращена в пешеходную, круглосуточно охраняемую и укра­шенную дорогими елями в кадках, фонтаном, памятниками кошке, фотографу и проч. Все это должно создавать ил­люзию столь же благополучного, сколь и захолустного немецкого городка. Затем на средства Всемирного бан­ка обустроили дворы этой же улицы, чтобы обоняние бу­дущего жителя не шокировали запахи. Затем очередь дошла до площади, и только после этого начали строить элитный дом, который, кок следует из анонса на стройке, — подарок городу в честь его 300-летия. Последней точкой станет памятник Тургеневу — классик отечественной ли­тературы прикроет собой вход в коммунальную «виллу». Существуют планы дальнейшего расширения этого рая. Судя по всему, он займет район между Малой Конюшен­ной, также сделанной пешеходной и украшенной чудо­вищным памятником Гоголю, и Малой Садовой. Кроме новых домов, здесь будет пешеходный мост через Садо­вую и подземный маркет на Марсовом поле. «Здесь вы не будете испытывать неудобств от отсутствия горячей воды, перебоев с центральным отоплением или поломок лифтов. Вместо этого вся ваша энергия может использо­ваться на благо вас, вашей семьи и общества» (из рек­ламного проспекта). Оставив машину под домом, счаст­ливый житель сможет нагулять аппетит, любуясь видами императорской столицы. Для такого жильца Петербург с его архитектурными ансамблями оказывается лишь до­рогой рамой его собственного портрета.

Кстати, недавно питерское правительство разре­шило возведение в этом же районе еще одного дома. Его построят в 30 метрах от главного фасада Михайловско­го замка.

ИВАН ЛУКИН, Санкт-Петербург «Время новостей», 13 марта, 2001

 

Назад, к списку статей
Hosted by uCoz